Це я знайшов цікаву статтю, але хочу її подати тут, щоб було надійніше. Ну і без реклами.
А принагідно ще два матеріали, наш і російський. Цікаво буде все це порівняти. Під кутом зору системи Макаренка. І в продовження розмови про Флекс...
В Нефтеюганском профессиональном лицее на протяжении десяти лет существует система ученического самоуправления.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Самоуправление-это представительство. Учащиеся избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении лицея от своего имени.
В профессиональном лицее обучается более 600 учащихся. Почти половина из них участвуют в различных мероприятиях, которые организует совет самоуправления. Министерство по культуре проводит ежегодно такие большие мероприятия как конкурс «Алло мы ищем таланты», акции «Мы за здоровый образ жизни», «День Святого Валентина», «День открытых дверей», «День Студента». Большинство первокурсников, которые приходят со школы с удовольствием участвуют в этих мероприятиях. Благодаря работе этого министерства на втором году обучения число активных участников участвующих в мероприятиях значительно возрастает.
Достаточно активно поставлена работа министерства по спорту. Еженедельно данное министерство проводит соревнования по таким видам спорта как футбол, волейбол, баскетбол, гиревой спорт, занятия по фитнесу. От каждой группы подается заявка на участие в соревнованиях, в министерство по спорту, которая извещает всех участников о времени проведения игры или состязания. Победившая команда принимает участие среди городских учебных заведений. Большое количество ребят занимается в различных спортивных секциях. Число спортсменов в лицее с каждым годом растет.
Большую работу проводит Министр образования. В его подчинении учебные сектора всех групп, которые подают данные об отстающих учащихся. С отстающими учащимися занимаются консультанты. Еженедельно учебные сектора групп докладывают министру о результатах своей работы. Успеваемость учащихся значительно повышается, за счет контроля учебных секторов.
Рассматривая работу трех министерств ученического самоуправления лицея мы пришли к выводу о том, что работа данных министерств, положительно влияет на всех обучающихся. Ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, посещают консультации по предметам, участвуют в городских и окружных соревнованиях по спорту.
У учащихся развиваются такие качества как смелость, выносливость, целеустремленность, желание быть первым. У них есть даже свой негласный девиз: «Я это сделал, а значит сегодня я лучший».
Данное утверждение позволяет сделать вывод, что ученическое самоуправление помогает ученику раскрыться, а, значит, помогает ему развивать позитивное мышление и позитивный взгляд на мир.
Чтобы расширить наш опыт работы по ученическому самоуправлению, мы обратились к опыту США, где на наш взгляд, хорошо развита волонтерская и благотворительная деятельность. В первую очередь она распространяется на учащихся школ. Опыт организации ученического самоуправления рассмотрим на примере школы старшей профильной школы г. Лос-Анджелеса. Данная школа расположена на территории зоопарка и предназначена для детей, ориентированных на выбор профессий, связанных с работой с животными. В старшей школе города Лос-Анджелеса внедрена система ученического самоуправления, которая действует на протяжении 5 лет. В школе так же, как и в нашем лицее, занимаются учащиеся от 15 до 19лет.
Рассматривая модель ученического самоуправления старшей школы Лос-Анджелеса мы обратили внимание на то, что в структуре самоуправления имеется родительский совет. Родители принимают достаточно активное участие в общешкольной жизни.
В школе министерство культуры один раз в месяц проводит день национальной кухни. Представители каждой национальности (учащиеся совместно с родителями) от каждого класса готовят свои фирменные блюда. Приготовленные блюда выставляются для продажи, а вырученные деньги поступают в министерство по финансам, которое произведя подсчет вырученных средств, передает их в бухгалтерию школы. На вырученные деньги в школе производят ремонт классов, закупаются учебники, необходимое оборудование, канцелярские товары. Класс, который заработал, больше всех денег в качестве вознаграждения школа отправляет на какую-нибудь интересную экскурсию.
Достаточно интересная работа министерства экологии. Так как школа находится на территории зоопарка, то данное министерство проводит большую работу по охране окружающей среды. Министр организовывает работу учащихся по уходу за животными: чистке клеток, организации питания для животных, уборке территории. Учащиеся рассказывают посетителям зоопарка о тех или иных животных, объясняют правила поведения в зоопарке.
В школе работает министерство благотворительности, которое помогает людям, находящимся за чертой бедности. Министерство организует пункт сбора различной одежды, обуви, книг, - все это учащиеся приносят из дома. Эти вещи передаются в центры, где находятся бездомные люди.
Родительский совет помогает работе всем министерств и очень активно участвует в жизни школы.
Родители вносят добровольные пожертвования в материальный фонд школы, а те родители, которые не могут помочь материально, совместно с министерством по труду участвуют в трудовых десантах школы. Вместе со своими детьми они озеленяют территорию школы, красят фасады, участвуют в еженедельных субботниках по уборке территории.
В школе большую работу проводит министерство по спорту. Учащиеся очень активно занимаются в спортивных секциях: баскетбола, футбола, фитнеса. Учащиеся, которые защищают честь школы, имеют первоочередное право для поступления в колледж.
Мы провели анкетирование в школе «Нужно ли самоуправление школе?». В анкетировании принимали участие учащиеся и родители школы. Так как учащиеся перешли в старшую школу из средней, где не было ученического самоуправления, мы опросили учащихся 10 классов, которые переходят в 11 класс.
Мы опросили 90 учащихся 10-х классов и 50 родителей. Каждый учащийся заполнял бланк, в котором выражал свое отношение к самоуправлению в школе. Степень своего согласия, отвечающий, выражал в оценках: 4-«Да», 3-«Скорее да, чем нет», 2- «Трудно сказать», 1-«Скорее нет, чем да». Ответы распределились следующим образом:
Оценка «4 » у 75 опрошенных учащихся, что составляет 67,5 % от общего числа.
Оценка «3» у 15 опрошенных учащихся, что составляет 13,5 % от общего числа.
Оценка «4» у 50 опрошенных родителей, что составляет 100% от общего числа.
Рассмотрев, две модели ученического самоуправления Нефтеюганского лицея и Лос-Анджелеской старшей школы мы пришли к выводу, что модели идентичны, но в лицее существует министр образования, что мы не наблюдаем в представленной модели школы. В тоже время в старшей школе Лос-Анджелеса существуют министерства по труду, экологии, финансам, благотворительности.
Роль этих министерств направлена на воспитание у американской молодежи таких качеств как бережливость, забота об окружающей природе, трудолюбие. Кроме того, в школе существует родительский совет, который вместе со школьниками участвует во всех общешкольных делах, что свидетельствует о том, что в этой стране большое внимание уделяется семейному воспитанию.
Остальные структурные единицы моделей лицея и старшей школы выполняют примерно одинаковые функции.
Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Системы ученического самоуправления существуют во многих странах и могут быть рассмотрены как фактор успешности социального развития личности.
2. Сравнительный анализ моделей ученического самоуправления двух произвольно выбранных учебных заведений России и США позволил выявить много общего. В частности, системы самоуправления организованы по типу министерств, существуют общие должности, например, Президент, пресс-секретарь, премьер-министр, министры по отдельным направлениям. При этом их функциональные особенности достаточно типичны. Вместе с тем, имеются некоторые структурные отличия. Так, число министерств в российском лицее равно-5, в американской школе – 8. Причем в американской школе нет министра по образованию, то есть образовательная деятельность остается вне рамок ученического самоуправления. Новыми для российских школ являются такие должности, как министр благотворительности, министр финансов. В отличие от российского лицея, в американскую систему ученического самоуправления входит родительский совет, который активно помогает ребятам в решении различных школьных проблем, проведении акций. В российских учебных заведениях родители входят в органы общественно-государственного самоуправления: попечительские советы школы, управляющие советы и др.
3. Основными задачами системы самоуправления
в российском лицее являются:
- представление интересов учащихся лицея; развитие ученического самоуправления;
- усиление роли учащихся в общественной жизни училища и города;
- подготовка конкурентоспособного и адаптированного в современных условиях специалиста.
- представление интересов учащихся школы;
- развитие ученического самоуправления;
- сотрудничество школы с волонтерскими организациями;
- развитие гражданственности;
- развитие толерантности; поддерживание демократического уклада школы;
- поддерживание благотворительной деятельности.
Литература:
1. Дик самоуправление в общеобразовательном учреждении Ростов н/Д: Феникс,2006 - с.281
2. Рожков воспитательного процесса в школе: М: Гуманит. изд. центр Владос,2007-с.256
3.Рожков самоуправления в детских коллективах-М: Владос,2008-с.187
4. Рогаткин ученическое самоуправление-Петрозаводск,2003-с.250
Немає коментарів:
Дописати коментар